История возникновения и развитие татуировки

 Причины возникновения обычая татуировки не совсем ясны. По одной теории—это логический прогресс от естественных повреждений кожи, случайно полученных людьми Каменного Века. Раны и кровоподтеки сливались в причудливые шрамы, отличавшие их носителя от соплеменников в выгодную сторону, как храброго воина и удачливого охотника. Со временем первобытные семьи разрастались, объединялись в маленькие организованные общины и на кожу уже специально наносились отметины, имеющие специфическое значение в пределах определенной общественной группы. Происходило это в конце Ледникового периода…

  Завершились дебаты среди ученых: какие из доказательств существования татуировок являются самыми древними. Определено, самый старший носитель татуировок среди человеческой расы – это(мумия, которую нашли в Тирольских Альпах в 1991 году). Её возраст оценивается более, чем в 5300 лет! Напомним, тело мумии, которое давным-давно принадлежало древнему человеку мужского пола, покрыто в общей сложности 61-ой татуировкой, которые представляют из себя простейшие точки и линии. Ранее ученые склонялись к мнению, что самой старой татуированной мумией является мумия народа Чинчорро(Чили, Южная Америка). Её лицо было украшено татуированными усами-точками. В 1980-х годах ученые сделали вывод, что смерть человека, которому принадлежало это тело, наступила примерно в 4000 году до нашей эры.

 

 И вот, группа археологов и антропологов, среди которых был и не безызвестный любитель истории и охотник за татуировками Ларс Крутак, поставили под сомнение этот факт. Специалисты провели повторный радиоуглеродного анализ мумии Чинчорро. И их сомнения оказались оправданными. Данные о возрасте мумии пришлось скорректировать и в результате она оказалась моложе Эци примерно на 500 лет. И так, доказано самые старые татуировки, известные на данный момент человечеству – это татуировки Эци. Однако,Ларс комментирует это заявление следующими словами:«Да, татуировки Эци – это уникальный и один из самых древних примеров татуировки в истории человечества. Но тату-культура сама по себе насчитывает гораздо большую историю, чем именно эти татуировки. Да и в различных музеях мира существует огромное количество мумий, которые уверен, скрывают от нас множество секретов!»

Oднако, татуировка, как способ идентификации, появилась гораздо раньше — при первобытно-общинном строе. Она служила не только украшением, но и знаком племени, рода, обозначала социальную принадлежность ее обладателя, а кроме того, наделялась определенной мистической силой.

 

  География распространения татуировок не менее внушительна. Разнообразные татуировки практиковались у светлокожих народов всего мира, а у темнокожих, преимущественно, использовалось рубцевание. Татуировались различные племена Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки, жители Океании.

 

 Именно Полинезийские племена, где практика тату непрерывно передавалась из поколения в поколение, служат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуировок. Едва ли не все стороны жизни этих людей связаны с тату — от рождения до смерти.

Племена Майори из Новой Зеландии носят на лицах маскообразные татуировки — Моко. Эти удивительные хитросплетения узоров служат и постоянной боевой раскраской, и показателем доблести и общественного положения их обладателей. По местным обычаям, если у погибшего воина на лице была маска Моко, он удостаивался высшей почести — его голову отрезали и хранили, как реликвию племени. А трупы нераскрашенных воинов оставляли на растерзание диким животным. Образцы Моко так индивидуальны, что зачастую использовались в качестве личной подписи или отпечатков пальцев. В начале прошлого века, продав свои земли английским миссионерам, Майори, подписывая купчую, тщательно изображали точную копию своей маски Моко.

 

 

 Древние японские женщины Айну, татуировкой на лице обозначали свое семейное положение. По узорам на губах, щеках и веках можно было определить, замужем ли женщина и сколько у нее детей. Так и у других народов обилие узоров на теле женщины символизировало ее выносливость и плодовитость. А некоторых местах ситуация с женскими тату доходила до крайности: на атолле Нукуро детей, рожденных нетатуированными женщинами, убивали при рождении.

 Татуировка тесно связана и с "переходными" обрядами, будь то посвящение юноши в мужчину или переселение из этой жизни в загробный мир. К примеру, племена Диак с острова Борнео верили, что в раю « Апо-Кезио» всё приобретает новые качества, противоположные земным: светлое становится темным, сладкое — горьким и т. д. поэтому изобретательные и предусмотрительные диакцы татуировались в наиболее темные оттенки. Видоизменившись после смерти, татуировки становились светлыми и сияющими, и этого света хватало, чтобы благополучно провести их обладателя через темную пропасть между землей и «Апо-Кезио».

 Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней. Однако магия тату использовалась не только племенами . В XVIII-XIX веках британские моряки изображали на своих спинах огромные распятия в надежде, что это оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте. У арабов самым надежным защитным талисманом считалась татуировка с цитатами из Корана. Во всех приведенных примерах татуировка, так или иначе, повышала социальный статус ее обладателя. Но в некоторых случаях она служила и наказанием.

 

 В японской провинции Чукудзен периода Эдо (1603-1867гг) в качестве кары за первое преступление разбойникам наносили горизонтальную линию через лоб, за второе — дугообразную, а за третье — еще одну. В итоге получалась композиция, составляющая иероглиф ИНУ — "собака". В древнем Китае одним из пяти классических наказаний тоже была татуировка на лице. Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание. И греки, и римляне использовали тату для подобных целей, а испанские конкистадоры продолжили эту практику в Мексике и Никарагуа. Уже в нашем столетии, во время Первой Мировой, в Британии татуировкой "D" метили дезертиров, в Германии — выбивали номера жертвам концлагерей, да и что скрывать, у нас в Совке в режимных лагерях практиковалось то же самое…

 Прославяне, наши предки, для нанесения татуировок пользовались глиняными штампами или печатями — пинтадерами. Эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть всё тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия.

  Но, с распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, как составная часть языческих обрядов. Тем более, что в Ветхом Завете сказано ясно: "Ради умершего не делайте надрезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена."

 Запрет был настолько суровым, что татуировка не практиковалась среди европейцев вплоть до XVIII века. Но, по иронии судьбы, когда христианские миссионеры отправлялись в дальние страны обращать в свою веру "дикие" племена, моряки с их кораблей обзаводились там шикарными татуировками на память о путешествиях. Печально известный капитан Джеймс Кук внес наиболее весомый вклад в дело возрождения татуировки в Европе. Вернувшись из плавания в 1769 году, он привез с Таити не только само слово "tatau", но и "Великого Омаи", сплошь истатуированного полинезийца, ставшего сенсацией — первой живой татугалереей. И вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия известного полинезийца.  К концу XIX века мода на аборигенов спала, вместо них на ярмарках стали выступать сами американцы и европейцы. Была, некаяледи Виола,  щеголяла портретами шести американских президентов, Чарли Чаплина и многих других знаменитостей, вызывая восторг толпы прошлого столетия. Но, хотя обыватели и обожали поглазеть на раскрашеных циркачей, сами они отнюдь не спешили наносить тату. Этим пользовались в основном моряки, применявшие татуировку как символ,  верность традициям и своебразными оберегами. Современная популярность тату многим обязана именно им. Вместе с тем, они же и в ответе за творческий застой в западной татуировке XIX-начала XX века. Скудное воображение и сомнительный художественный вкус основных заказчиков привели к ограничению тату репертуара, морской тематикой и банальными фразами.

  Как ни печально, но прогресс цивилизации низвел древнее искусство до ширпотреба . Отсутствие достойного спроса на качественную продукцию расслабляло татумастеров, лишало их стимула к творчеству и новым проектам.

 А ведь именно тогда, в 1891 году, американец О’Райли изобрел электрическую татуировочную машину, заменившую всевозможные самодельные инструменты и приспособления. Но даже технический прогресс не сдвинул дело с мертвой точки. Всю первую половину XX века и Европа и Америка ходили со стандартным набором незамысловатых картинок.

 

 Но благодаря мощному всплеску молодежной субкультуры 50-60-хх годов прошлого столетия появилось новое поколение татумастеров, творческие амбиции и смелые эксперименты которых вновь возвели тату в ранг искусства. Они широко заимствовали традиционные образы других культур — Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев, — создавая захватывающие гибриды, новые стили и направления. Так начался новый, современный этап  тату- истории, который, несомненно, заслуживает отдельного подробного рассказа.

тату по сниженой цене


Back to Top